Среда, 24.04.2024, 09:43
Методы преподавания математики в современной школе
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Интересные статьи [2]
ЕГЭ [0]
Методы преподавания математики [1]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 19
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Интересные статьи

TQM в образовании. TQE

За последние 100 лет Россия пережила драматические изменения. Ее экономика движется от работ, в основном сельскохозяйственного характера, к производству массовой промышленной продукции, и сейчас страна стоит на пороге экономики, основанной на информации и знании и требующей для успеха более высокого образовательного уровня.

Несмотря на это, школьная модель в России мало изменилась за 100 лет. Правда, изменились школьные здания, они имеют новейшую технику, включая компьютеры, факсы, Интернет и копировальные машины. Но в остальном школы организованы по промышленно-иерархической модели управления, разработанной для обучения работников низко квалифицированного труда. Эта модель требует зубрежки, высокоструктурированного во времени и дисциплинированного окружения. Всем знакома картина: ученики в классе тихо сидят ровными рядами, учитель стоит с мелом у доски, создавая своим видом впечатление, что имеет ответы на все вопросы, и используя метод повествования, вливает знания в пустые головы своих учеников. Такая модель также выдвигает на первый план достижение индивидуальных, а не общих целей работающих в команде людей.

По мере того как население стареет, и правительство урезает бюджетное финансирование, включая расходы на образование, спрос на ограниченное финансирование образования возрастает. А это означает, что школы должны стать высоко эффективными организациями (high performing organizations).

Традиционно школы запрашивали для себя больше денег, учителей, книг, но не классных занятий. Сегодня налогоплательщики, политики и бизнесмены требуют большей отдачи от школ при использовании тех же либо меньших ресурсов. Поддержание экономического роста страны наилучшим образом может быть достигнуто путем создания учебных заведений высшего качества, способных в конечном итоге повысить в стране производительность и качество продукции и услуг.

Почему высшего качества?

Характер труда постоянно усложняется. В первой половине XX века основным двигателем экономического развития была физическая сила. С 50-х годов XX века и в XXI веке экономическим развитием движет сила интеллекта. В 1950 году две трети работающих советских людей занимались ручным и только треть - умственным трудом. Сегодня это соотношение меняется в обратную сторону. Знание и информация, эти товарные продукты XXI века, являются наиболее легко транспортируемыми ресурсами, доступными для страны. В эпоху Интернета и других новых информационных технологий знания могут быть получены каждым, где угодно и в любое время.

В XXI веке страна с лучшими школами станет сильнейшей в мире. Для того чтобы соперничать на мировом рынке, российский бизнес должен опираться на хорошо обученную, технически подготовленную рабочую силу, и если невозможно будет найти таких работников у себя дома, он станет искать их в других странах. Пройдет немного времени, и российский выпускник будет соперничать за рабочее место не с другим российским выпускником, а с лучшими выпускниками Сингапура, Китая или Израиля. Многие экономически развитые страны, включая США, повышают свои национальные стандарты в образовании. Другие страны, для того чтобы кардинально поднять уровень образования, вводят стандарты ISO в качестве национальных. Проблема возникает тогда, когда улучшение школьного образования в стране идет прямо пропорционально во времени, тогда как требования к рабочему месту в передовых в экономическом отношении странах мира изменяются экспоненциально.

Очевидно, что для организации и поддержания в стране высокодоходных высокотехнологичных производств необходимо повышать уровень достижений в образовании. Но даже это еще не гарантирует полного обеспечения занятости в стране. Не обладая высокообразованной рабочей силой, ни одна страна не сможет даже получить доступ в глобальную рыночную конкуренцию. И если Россия не вступит на путь преобразования школы, она уступит во всеобщей межнациональной конкуренции за занятость рабочей силы. Требование конкурентоспособности в рыночной экономике делает перемены в образовании неизбежными.

В период переходной экономики России необходимо внедрение ориентированных на потребителя, рыночных методов управления качеством товаров и услуг во всех сферах жизни. Метод управления качеством, называемый Total Quality Management (TQM) или, по-русски, "Всеобщее управление качеством", давно и широко используется в ряде промышленно-развитых стран для непрерывного совершенствования качества продуктов и услуг. TQM введен в международные стандарты на системы качества (ISO 9000), которые недавно были также приняты Россией. Современный TQM во многом основан на принципах, впервые изложенных американским ученым доктором В. Эдвардом Демингом в его книге "Выход из кризиса"3. Эти принципы иногда называют "14 постулатов Деминга". Они представляют собой перечень правил, которые как бы "программируют" работников в системе, осуществляющей определенный процесс, на постоянное "делание качества". Принятие и усвоение этих правил вводит людей, занятых в процессе, как бы в состояние положительной "медитации", в котором все в системе улучшают качество. Недаром распространение философии качества сравнивают с приятием ее как религии.

Тем не менее, как бы ни называли установки Деминга на качество, постулатами, философией или религией, эти установки сначала были усвоены и широко внедрены в Японии (с конца 50-х годов), а затем, позднее, в США. В этих странах наблюдалось и наблюдается поистине, как бы сказали в России, всенародное движение борьбы за качество на основе философии доктора Деминга. Широкое внедрение принципов Деминга в управление организациями в свое время привело к быстрому и впечатляющему подъему многих отраслей промышленности Японии и США. TQM глубоко пустил свои корни в сельском хозяйстве и производстве. С начала 1980-х годов в США свое внимание на сферу услуг стал обращать менеджмент качества. С этого времени, вооружившись TQM, юристы, маркетологи и прочие развернули борьбу за качество профессиональных услуг. Можно констатировать, что до сих пор модель Деминга применяется в основном для организаций, занимающихся бизнесом.

Однако TQM является коллаборативным методом улучшения управления некоторым процессом (не обязательно промышленным); он рассматривает улучшение процесса как такового. Поэтому естественно предположить, что образовательные системы также могли бы много выиграть от использования модели Деминга в управлении качеством. Сам Деминг говорит об этом следующим образом: "Как мы можем улучшить образование? Читатель будет знать, что улучшение образования требует применения тех же принципов, которые должны использоваться для улучшения любого процесса, производства или услуги"4.

Несмотря на это, многие исследователи считают, что внедрить TQM в образовательную среду будет трудно. Жаркие теоретические дискуссии идут по вопросам принципиальной возможности и целесообразности перенесения методов управления бизнесом в образование. В этом плане обсуждаются общие и отличительные черты бизнеса и образования: их цели, методы, средства, понятия качества, средства измерения качества и др. Утверждается, что философия качества это не шаблон, который можно перенести из одной системы к другой. Однако философия может быть универсальна, но система решений для достижения качества при этом может существенно отличаться.

TQM, перенесенный в образование, получил название Total Quality Education (TQE). Целью TQE является достижение более высокого качества образования. TQE - это "ориентированная на студента учебная философия непрерывного улучшения качества...", "процесс, который фокусируется на удовлетворении и превышении ожиданий заказчика, непрерывное улучшение, разделение ответственности со служащими и исключение издержек и переделок" [17]. TQE предполагает наличие и развитие демократических взаимоотношений между участниками процесса. В связи с этим, многие властные полномочия делегируются учителям, ученикам и их родителям. Вектор власти в TQE противоположен таковому при традиционном обучении .

Cтолпы совершенства

Преуспевающие организации держатся на четырех столпах, образующих основание, на котором размещаются все компоненты. Такими столпами являются:

 

1.                       1    организация;

2.                       2   динамичное руководство;

3.                       3    продукт преуспевания;

4.                       4    непрерывное улучшение результатов.

Ключевые элементы организации.

 Любая преуспевающая организация должна иметь измеримую цель, определенную ей заказчиком, которая достигается в соответствии с вкладом этого заказчика. Ей необходимо также иметь стратегический план выполнения цели и данные о фактическом выполнении. Когда организация не может добиться успеха, это происходит скорее всего не из-за того, что план не был разработан, а потому, что он не был полностью выполнен. Организация должна уметь измерять результаты своей деятельности, чтобы иметь возможность убедиться, что они ведут к постепенному достижению цели. Организации необходимо сфокусироваться на заказчике и быть открытой для коммуникации с ним. В ее уставе должны быть зафиксированы коренные принципы, стоящие в центре ее повседневной работы.

Принцип динамичного руководства организацией.

 Лидер, управляющий организацией, должен не только иметь персональное видение процесса, но также обладать способностью мотивировать других ее членов таким образом, чтобы они стремились к достижению целей организации. Лидер должен продемонстрировать другим, что целое может быть много большим его отдельных частей и что объединение усилий может принести безграничную выгоду. Лидер в системе образования должен быть способен поддержать учителей и директоров школ, принимающих на себя риск. Мера успеха определяется не только и не столько тем, что определенный материал был вложен учителем в голову ученика, сколько тем, как этот материал был усвоен.

 

Продукт высшего качества.

 В прошлом, если ученики даже не оканчивали школу, существовавшая экономика была способна их абсорбировать. Тогда требовались рабочие, которые могли и желали следовать совету и предписанию менеджера, образованного лучше, чем они. Российские школьники, не закончившие полного курса обучения, как и выпускники школ, сегодня не имеют такой роскоши.

Усвоение основных навыков и задач - это всего лишь базовая линия резюме выпускника школы. В связи с постоянным изменением требований к рабочему месту, обучение теперь не может закончиться в 16 лет. Оно должно длиться от рождения человека до его смерти. Ученики должны знать, как работать в коллективе, знать ключевые проблемы процесса, они должны быть способны измерить степень успеха в достижении своих целей. Они должны быть также способны идентифицировать встречающиеся препятствия и развивать методики для их преодоления. Они должны быть творчески думающими, способными активно искать и находить решения, прежде чем препятствия перерастут в проблемы.

Непрерывное улучшение результатов.

 Всегда можно найти примеры компаний, которые стали самодовольными и ленивыми, полагая, что достигли окончательного успеха и что отныне им можно больше не заботиться об инновациях и улучшении. Школы могут многое почерпнуть из негативного опыта бизнеса. Постоянное измерение результатов и оценка степени удовлетворения требований заказчика определяет степень преуспевания организации, как в бизнесе, так и в образовании.

Измерение результатов имеет очень важное значение. Однако еще важнее знать, что именно следует измерять. Определить количество книг, взятых из школьной библиотеки, менее важно, чем узнать, как много из этих книг было прочитано и понято и сколько информации из них было использовано. Сверяя цели и результаты и определяя, каким образом можно закрыть непрерывную брешь между ними, можно выявить различие между неудачной и процветающей организациями.

1.3.       Опыт внедрения TQE

рудности внедрения TQE. Трудности применения TQE следует искать в различии природы бизнеса и образовательного процесса. Действительно, цели бизнеса, как правило, не могут быть отнесены к образованию. Похожие цели могут появиться разве что, если случайные требования, которые определяют качество в бизнесе, подойдут к образовательной среде. Существует вопрос: как определить "выход" в образовании? Ответ на него могут дать специалисты в сфере образования. Еще сложнее ответить на другой вопрос, какими из методик для отслеживания и анализа событий, специфичных для понятий улучшения качества в бизнесе, следует пользоваться при применении TQE в сфере образования?

Проблемой в сфере образования является также отсутствие в бизнесе подходящего аналога для "обучающегося" (learner). Процессы в бизнесе в основном имеют тенденцию быть линейными и однонаправленными. Так, в систему вводится сырье и поддерживающая информация, производится оценка системы бизнес-персоналом, на выходе получают продукт или услугу. В образовании же, как правило, существует обратная связь (feedback) между студентом и средством обучения (учителем, компьютером), и между ними идет постоянный обмен и корректировка информации. Наличие обратной связи в образовательной среде определяет такое ее отличительное свойство, как интерактивность 6. Интерактивность, по-видимому, значительно осложняет процесс применения принципов TQМ в образовании.

Некоторые страны использовали TQЕ в качестве метода улучшения своей школьной системы. Они добились успеха, используя методики, инструменты и философию хорошо проверенного в бизнесе метода Всеобщего управления качеством (TQM) для увеличения посещаемости средних школ, уменьшения отсева учеников, расширенного включения в процесс обучения школьного персонала и родителей, развития партнерских отношений с многочисленными представителями бизнеса. TQЕ оправдал себя в Америке, Австралии, Новой Зеландии, странах Латинской Америки и Европы.

Опыт TQM в школьном округе Вест Бабилона (Нью-Йорк).

Интересно рассмотреть конкретный яркий пример практического внедрения принципов TQM в образовательные среды. Так, в школьном округе Вест Бабилона (Нью-Йорк) 14 постулатов Деминга были модифицированы для школьной среды и приняты администрацией в следующем виде [19]:

·                                             Сделай так, чтобы стремление к совершенству продукта стало постоянным.

·                                              Деминга спросили, кто заказчик в образовании. Он ответил: "Мы переходим границу слов. Выгоду должно получать общество. В образовании нет заказчика - не забывайте о здравом смысле". Продуктом школы является студент.

·                                              В соответствии с принципом постоянства намерений, школьный дистрикт принял следующее заявление:

·                                              "Мы, из Школьной общины Вест Бабилона, обязуемся обеспечивать внедрение качества в школьную практику, что даст возможность всем нашим учащимся получать, усваивать и передавать друг другу знания. Для наших усилий в этом деле жизненно необходимым является вклад попечителей и служащих, способный предупредить отсев учащихся и сделать так, чтобы они могли гордиться своей работой и служением другим людям. Поэтому мы будем постоянно стараться улучшать качество своей работы".

·                                             Усвой новую философию.

·                                              Школа Вест Бабилона принимает концепцию групп с пересекающимися функциями или кружков качества (небольших групп, сфокусированных на улучшении процесса путем рассмотрения вклада каждого из тех, кто выполняет работу). Эта мера, как известно, ведет к повышению эффективности школьного процесса.

·                                             Прекрати зависеть от массового контроля.

·                                              Менеджмент в Школе Вест Бабилона интерпретирует это правило как совместные усилия, направленные на исследование штата служащих и вспомогательного персонала. Промежуточное подведение итогов (например, экзамены) было устранено. Вместо этого была продолжена разработка оценочных методик и общих тематических подходов.

·                                             Кончай практику ориентации только на стоимостные показатели.

 

·                                              Этот пункт Деминга был интерпретирован как придание значения способу, по которому были заключены контракты и куплены товары. Школы, если они обращались к заказчику, предлагающему самую низкую цену, проверялись на качество.

·                                             Улучшай постоянно систему производства и услуг.

·                                              Это обязательство постоянно улучшать услуги. В результате, как было сообщено, в 5-м классе экономилось 43,5 часа в неделю на инструктаж.

·                                             Введи подготовку и переподготовку.

·                                              Усовершенствованная подготовка школьной администрации, учителей и охраны, стала основой метода постоянного улучшения их профессиональных навыков.

·                                             Установи руководство и устрани барьеры для гордости в работе.

·                                              Это были совместные усилия по улучшению работы школьного руководства и его окружения, предпринятые от имени руководства.

·                                             Изгони страх.

·                                              Для этого группы с пересекающимися функциями поощряли инновационные предложения всех участников школьного процесса и помогали им преодолеть боязнь внесения конструктивных предложений.

·                                             Сломай барьеры между школьным персоналом.

·                                              Кружки качества принесли свои плоды в деле улучшения коммуникации и усиления "мозгового штурма" среди членов школьного дистрикта. В итоге, запланированная цель разрушения барьеров была достигнута в 9 группах с пересекающимися функциями, а также 30 отделах и 7 школах, создавших группы качества.

·                                             Удали лозунги на рабочем месте.

·                                              При этом необходимо усилить обеспечение соответствующими средствами для достижения желаемого результата. Администрация и учителя были сконцентрированы на обучении без использования раздражающих или приводящих в замешательство лозунгов. Как результат таких усилий побуждения к обучению процент учащихся, посещающих летнюю школу, уменьшился на 50%, а участие в школьных мероприятиях, например, 9-го класса возросло с 66 до 92%.

·                                             Удали многочисленные квоты в работе.

·                                              Вместо этого следует поощрять напряженный труд, гордость за свою работу, служение делу и профессиональный рост. Учителя и администраторы отвергают многочисленные результаты как меру успеха; степень неудачи не подчиняется кривой нормального распределения.

·                                             Устрани барьеры для гордости мастерством.

·                                              Инспектирование лишь идентифицирует дефекты, но не указывает на то, как их устранить. Администраторы должны прислушиваться к преподавателям, а служащие, в свою очередь, к тем, для кого их работа предназначена. Посредством общения школьные администраторы должны стараться заслужить уважение школьной общественности.

·                                             Установи напряженную программу обучения и переобучения.

·                                              Работники должны постоянно пополнять свои знания, чтобы быть готовыми служить общине.

·                                             Действуй, чтобы осуществить преобразование.

·                                              Это было выполнено благодаря циклу "планируй-делай-проверяй-действуй". Впоследствии этот цикл был несколько усовершенствован. С течением времени стало замечено улучшение некоторых качественных показателей.

·                                              В школьном округе Вест Бабилона считают, что наибольшим препятствием в обучении является преобладающий сегодня стиль, при котором учителя читают лекции и делают замечания.

TQE в институтах высшего образования.

Попытки испытать TQE в высших учебных заведениях выявили следующие критические барьеры внедрения этого метода в университетскую среду:

1.     высокоспецифичная и неподходящая для TQM природа средней институтской миссии;

2.     недостаток согласия внутри университетской среды в отношении понятий "качество" и "совершенство";

3.     независимость ключевых индивидуалов внутри академической среды, тогда как TQM - это метод сотрудничества;

4.     нежелание университетских лидеров играть наступательную и творческую роль [20].


 Автор: Ирина Ташу

Категория: Интересные статьи | Добавил: aliceyitlok (15.12.2011)
Просмотров: 2873 | Комментарии: 5 | Теги: TQE инновации в образовании, TQM | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz